Помощь родственникам больных
Реабилитация после инсультав домашних условиях!
Главная   ›   Статьи   ›   Нарушение речи при инсульте

Нарушение речи при инсульте

Определенные участки мозга отвечают за речь, процессы обучения, понимания, общения. Поэтому при инсульте эти функции могут быть нарушены. Так же может нарушаться мышечный контроль, обеспечивающий движения языка, которые необходимы для того, чтобы говорить и быть понятым. Занятия с логопедом и общение с близкими людьми помогут восстановлению этих функций.

Проблемы с языком:  афазия

Если инсульт влияет на мозговой центр речи, может возникать афазия. Это затруднение выражения мыслей или понимания слов. Человек с афазией может не понимать речь и/или написание слов. Пациент может понимать собеседника, но не способен подобрать правильные слова, чтобы ответить.

Заново учимся вести беседу

Логопед может помочь восстановить способность разговаривать. Существует множество различных методов лечения. Терапия зависит от того, что необходимо именно вам, и целей, которые ставите перед собой вы и ваши близкие. Старайтесь разговаривать и читать, даже если это дается с трудом. Перескажите прочитанное. Практикуйтесь, беседуя со своими близкими и с людьми, с которыми вам комфортно. Это поможет вашему дальнейшему восстановлению.

 Советы по уходу

  • Задавайте пациенту вопросы, на которые могут быть получены ответы «да» или «нет».
  • Разговаривайте с пациентом спокойным голосом. Говорите медленно и четко.
  • Используйте короткие предложения и простые слова, но старайтесь не вести интонацию вниз: «Ты будешь есть?» — «Буду».
  • Дайте пациенту время, чтобы понять и ответить. Не говорите за него, пока не сможете понять, что он хочет сказать.
  • Попросите пациента повторить или перефразировать, если он что-то хочет сказать, но не может выразить.
  • Будьте терпеливы. Афазия может вызывать чувство неудовлетворения, но со временем, при правильной терапии, как правило, наступает улучшение.
  • Предложите пациенту раскладывать подписи к картинкам (например: собака, дом, чашка, мяч), читать эти подписи, списывать их, показать, где изображен тот или иной предмет.

 

neu9a

Проблемы с речью: дизартрия

При дизартрии нарушается качество произношения и плавность речи. Речь при дизартрии смазанная, нечёткая. Фраза формулируется нечётко, недоговаривается, беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски звуков, слов, бормотание к концу фразы. Наблюдаются и нарушения голоса: голос обычно тихий, часто неравномерный — то тихий, то громкий, монотонный, иногда гнусавый, часто хриплый. Помимо расстройства четкости и плавности речи, при дизартрии может нарушаться глотание.

Целью реабилитации является более понятная и гладкая речь. Логопед поможет восстановить контроль и силу мышц лица и рта, научит разделять слова и создавать звуки с помощью определенных методик.

Советы по уходу

При дизартрии улучшению речи лучше всего способствует практика. Говорите с пациентом так, как если бы он был здоров, затем подождите ответа.

Рекомендации:

  • Практиковаться с пациентом, разговаривая звуками и словами.
  • Попросите логопеда дать вам список слов, которые лучше всего использовать.
  • Помните, что пациенту требуется время, чтобы выговорить слово.
  • Попросите пациента повторить слова, которые вы не поняли, или выразить по-другому то, что он хотел сказать.

При грубом нарушении речи, когда пациент не может произнести ни одного звука, рекомендуется использовать порядковый счет, называние дней недели, месяцев года, чтение знакомых четверостиший или начальных куплетов известных пациенту песен. Пациент должен следить за вашими губами, пытаться вместе с вами медленно повторять эти речевые ряды. Это упражнение приносит успех в течение 2-3 недель. Речь пациента сначала может быть нечеткой, не все звуки «всплывают» сразу. Он должен не только повторять эти слова, но и пытаться их читать, сначала с кем-нибудь, потом самостоятельно. Как только пациенту разрешат сидеть, следует начать зрительные диктанты проговариваемых слов (пациент читает слово, по памяти его записывает и сравнивает с образцом).

Речевые занятия в течение первых недель после инсульта длятся 7-15 мин, через 1-2 месяца — до 30 мин. Иногда целесообразно эти занятия дробить и проводить 2-3 раза в день.

Подробную информацию о  видах и методиках восстановления нарушения речи, а так же весь дидактический материал Вы найдете в электронном курсе обучения «Реабилитация после инсульта в домашних условиях».