Помощь родственникам больных
Реабилитация после инсультав домашних условиях!
Главная   ›   Статьи   ›   Как восстановить память после инсульта. Упражнения

Как восстановить память после инсульта. Упражнения

Определенные участки мозга отвечают за процессы обучения, понимания, общения. При инсульте эти функции могут быть нарушены. Это приводит к состоянию, которое называется когнитивные нарушения.

Когнитивные нарушения

После инсульта возникают различные виды когнитивных нарушений. Они варьируют от умеренных до тяжелых. Некоторые из них заметны сразу, другие определить трудно. Например, человек может стать очень рассеянным. Ему сложно сконцентрироваться на чем-то и при этом не отвлекаться. Инсульт часто влияет на участки мозга, которые ответственны за способность к планированию, организации, принятию решений. Наиболее частое когнитивное расстройство в следствие инсульта — это нарушение памяти.

Проблемы с памятью

После инсульта иногда человеку трудно вести беседу, сохранять нить разговора, реагировать на информацию.

Возможные проявления:

  • Потеря способности запоминать только что полученную информацию;
  • Повторение чего-либо снова и снова;
  • Не узнавать знакомые места;
  • Не воспринимать течение времени и последовательность событий;
  • Забыть, каким образом можно выполнить какую-либо задачу или действие или не помнить, что их необходимо было сделать;
  • Трудно воспринимать и понимать какие-либо объяснения.

Как восстановить память? Существуют специальные методики. Однако очень важно заинтересовать больного в проведении таких занятий и помочь ему поверить в свою возможность улучшить память. Для этого замените его убеждения, мешающие успеху (отрицательные установки) на убеждения, помогающие работе (положительные установки). Например:

— Отрицательная установка: «У меня плохая память, потому что я стар» на положительную установку: «Хотя моя память несколько ухудшилась, я могу работать и восстановить ее».
—  «Хорошая память мне уже не нужна» на «Мой опыт и знания еще многим пригодятся».
—  «Я не в состоянии улучшить свою память» на «Память можно улучшить в любом возрасте, если человек хочет этого. С небольшой посторонней помощью я смогу улучшить ее» и другие примеры.

Упражнений для тренировки памяти:

  1.  Перед больным размещают карточки с изображениями предметов, фигур или словами. Затем карточки переворачивают лицевой стороной вниз, а больного просят указать, где находится то или иное изображение или слово.
  2. Больному демонстрируют комплект парных карточек с различными изображениями (животных, фруктов, предметов обихода). Все карточки перемешиваются и укладываются лицевой стороной вниз на стол перед больным. Он открывает подряд две карточки, называет изображенные на них объекты и, если изображения совпадают, откладывает эту пару карточек в сторону. Если изображения не совпадают, карточки возвращаются на свое место лицевой стороной вниз. Затем больной вновь открывает перед собой две карточки и сравнивает их. Упражнение завершается тогда, когда все карточки будут отложены в сторону.
  3. Больного просят запомнить представленный ему набор предметов, изображений либо карточек со словами. Затем больной отворачивается, и в это время какой-либо из объектов убирают. После этого больному предлагают назвать исчезнувший объект.
  4. Больному дают для прослушивания или чтения текст, а затем просят ответить на различные вопросы по его содержанию.
  5. Больному показывают картинку с какой-либо сценой из жизни, затем ее убирают и задают вопросы по деталям изображения.
  6. Больному сообщают определенную информацию, которую просят передать другому лицу через несколько часов или в конце дня.
  7. Больного просят описать по памяти здание или пейзаж, придерживаясь следующей последовательности: -самые общие характеристики (размеры, пропорции, форма) — структура (вид, стиль, цвет) -особенности различных частей. Ему предлагают сопровождать увиденное личными комментариями («что поразило меня?», « Что именно мне нравится, а что не нравится»).

Советы больному с выраженными нарушениями памяти:

  • Концентрируйте внимание на той информации, которую надо запомнить;
  • Сосредотачивайтесь только на одном деле, уделяйте ему достаточно времени, избегай спешки и одновременного решения многих задач. Быстрота умственной деятельности в повседневной жизни не столь важна, поэтому полезно давать себе время на обдумывание собственных действий. Такие паузы позволяют концентрироваться на выполняемом деле и защищаться от посторонних помех;
  • Время от времени «подбадривайте» свой мозг и делайте перерыв в умственной работе при появлении признаков ухудшения внимания. Во время перерыва можно подняться, размять ноги, подышать свежим воздухом, заняться физическими упражнениями. Для доведения до автоматизма тех действий (бытовых навыков), которые надо запомнить, можно использовать также способ реального повторения действий. Число повторений может варьировать от  2-3 до 10-15 и более раз в день. Все эти действия обязательно помогут восстановить память.